Формы гос власти – Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

Содержание

Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Региональной экономики и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Система государственного управления»

Москва 2009

Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

1. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы

Форма правления — организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма правления показывает :

· как создаются высшие органы власти в государстве

· их структуру

· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами

· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны

· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

На сегодняшний день выделяют 2 формы правления (Рис.1):

1. Монархия

Это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

2. Республика

Это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Главное различие этих форм заключается в способах формирования институтов высшей власти.

Монархия характеризуется как власть:

— единоличная

— наследственная

— пожизненная

Республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Рис. 1. Формы правления

Виды монархии:

1) Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2) Конституционная монархия делится на два вида:

а) Дуалистическая монархия (начало 20в.)

Она характеризуется определенными признаками:

— правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть;

— монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

— полномочия парламента, сильно урезанных монархом

-монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

б) Парламентская монархия

Эта форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Признаки парламентарной монархии:

— ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

— отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

— центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Республика бывает 3 видов:

1)Президентская республика

Это форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).

Особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.

2) Парламентская республика

Она предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

Правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.).

3) Смешанная республика

Этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция).

2. Формы государственного устройства по принципу политико-административного устройства

Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

— как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.

Различают 3 основные формы (Рис.2) :

1. Унитарное государство

2. Федерация

3. Конфедерация


Рис.2 Различия между формами государственного устройства (схема Д. Найса)

1. Принцип унитаризма

Означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.

Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику.

На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Парламент- однопалатный.

Унитарное государство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти.

Унитарными являются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

2. Принцип федерализма

Предполагает объединение государственных образований на основе договора, конституции в единое государство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четким правовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации.

Парламент — двухпалатный.

Федерация характеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функций субъектом федерации

Федерация — сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3. Принцип конфедерации

Предполагает объединение нескольких равноправных государств и создание общих центральных органов власти: парламент, правительство, верховный суд.

Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация характеризуется неустойчивостью и, как правило, либо распадается, либо перерастает в федеративное или унитарное государство. Неустойчивость распад может быть связан, например, с достижением цели для которой конфедерация создавалась или с тем, что, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.

В настоящее время конфедераций в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Европейский союз, Карибское сообщество.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия + Черногория, 2003—2006гг.)

Сербия и Черногория, две из шести союзных республик бывшего федеративного государства Югославия , пришли к соглашению о сотрудничестве только в некоторых политических областях (например, оборонительный союз и международное представительство).

Каждое государство имело своё собственное законодательство и экономическую политику, а позже — валюту, таможню и другие государственные атрибуты.

В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени «Югославия». 4 февраля2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко — Сербия и Черногория.

После референдума о независимости Черногории 21 мая2006 года, в результате которого 55,5 % избирателей проголосовали за выход республики из союза, Черногория 3 июня2006 года, а Сербия 5 июня провозгласили независимость. Союз Сербии и Черногории прекратил существование.

Тесты

1. Демократия – это:

mirznanii.com

3. Способы и формы осуществления государственной власти

Государственная власть — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти.

Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства —это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

  1. При монархии —верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

  2. Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика — такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика— это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

studfiles.net

7.3. Формы государственного правления

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти.

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархияпредполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

Особенности полномочий президента:

    • президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

    • имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

    • имеет право вето на законы, принятые парламентом;

    • по должности является главнокомандующим;

    • является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

    • президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

    • имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

    • не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

    • представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

    • в своей деятельности не зависит от партий;

    • не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

    • играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской(Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

    • кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

    • кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

    • каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

studfiles.net

Формы осуществления государственной власти

Понятие форм осуществления государственной власти

Определение 1

Формы осуществления государственной власти выступают в качестве практического выражения государственной деятельности в сфере осуществления функций государства.

Данные формы можно охарактеризовать в двух аспектах:

  • правовые;
  • неправовые.

Правовые формы характеризуют связь права и государства, накладывая на последнее обязательства по действию при выполнении своих функций, основываясь на требованиях права и закона, совершая юридически-значимые действия. Все органы власти должны быть подчинены закону и соблюдать его при совершении действий.

Формы осуществления функций государства

Функции государства обычно осуществляются в трех формах:

  1. Правотворческая.
  2. Исполнительная.
  3. Правоохранительная.
  • Первая функция предусматривает необходимость подготовки и издания нормативно-правовых актов, которые требуются для эффективной деятельности государства и его элементов, субъектов. Например, осуществление судебных функций невозможно без соответствующих процессуальных норм законодательства.
  • Вторая функция предусматривает реализацию полномочий в сфере норм права, исполнения норм права в практической деятельности. Основные полномочия в данной сфере реализуют исполнительные органы управления, которые возглавляются правительством страны. Данная работа является для исполнительных органов повседневной и реализуется за счет использования актов применения права.
  • Третья функция представляет собой деятельность правоохранительных органов, в том числе касающуюся прав и свобод человека и гражданина, осуществляют принятие мер в сфере охраны законности и правопорядка, производят разрешение споров, привлекают виновных лиц к установленной законом ответственности.

Замечание 1

Сегодня активно растет роль договорной формы при реализации государственных функций. Развитие рыночной экономики, децентрализация государственного управления обуславливает возрастание активной роли данных факторов. Принятие государственно-властных решений органов власти обусловлено также системой и структурой гражданского общества, гражданами, которые проживают на территории России.

Неправовые формы включают в себя значительный объем организационно-подготовительных работ, которые реализуются в процессе осуществления государственных функций. Данная деятельность выступает в качестве необходимой и правомерной, но не связанной с юридически значимыми действиями, которые влекут за собой правовые последствия. Например, сюда относится подготовительная работа, которая осуществляется при поиске информации при изучении юридического, уголовного дела и т.д.

В литературе также отмечают и иную трактовку данных форм власти, называя их следующим образом:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • правоохранительная.

Первая реализуется путем издания правотворческих актов, которые регулируют различный спектр общественных отношений. При этом все акты, которые принимаются государственными органами, обязательны для тех субъектов, на которые они распространяются;

Вторая категория знаменует деятельность правоприменительных органов, которые осуществляют применение норм права на практике, их претворение в жизнь.

Третья категория реализуется путем деятельности по охране правовых норм, реализуемой посредством осуществления функций компетентными правоохранительными органами. Их деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с конституционными положениями. Реализуя основы правоохранительной деятельности, органы принимают в пределах своей компетенции правоприменительные акты, которые в том числе могут носить санкционный характер (например, протоколы).

spravochnick.ru

Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Власть — это способность одних структурных элементов общества подчинять своей воле другие структурные элементы общества.

Государственная власть — это способность структурного элемента общества — государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) Субъектомгосударственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

2) Объектомгосударственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3) Содержание властной деятельности (властеотношений)— один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою вол подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.

4) Средства, методы, способыосуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.

5) Ресурсыгосударственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К. утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные — это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Формы осуществления государственной власти— это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.


Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

 

 


megapredmet.ru

Формы организации государственной власти, способов ее осуществления и формы государственного устройства, ВЫВОДЫ

Второй вопрос темы рассматривает проблему практической организации власти в государстве. Для этого используются понятия»формы государственного управления»,»формы государственного устройства»,»политический режим»,»форма дер ржавого»Последнее синтетическое понятие и включает в себя такие элементы, как форма государственного устройства, форма государственного правления и политического режимаим.

Классификация государств по выше перечисленным признакам была проблемой еще во времена. Платона и. Аристотеля, которые предложили решать поставленный вопрос с точки зрения того, на какое количество распространяется бла аго — на одного, группу, или на все.

форме государственного правления есть способ организации верховной суверенной власти, которая характеризуется содержанием формального источники политической власти и способом его использования. Традиционно выделяют две ос сновным формы государственного правления: монархия и республика.

. Монархия (от греческого -«архе»власть,»моно»- один) — это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и перелает ться другом в наследство после его смерти или отречения. Монархия является древнейшей исторической формой управления, однако она находится и сейчас более чем в 20 странах мирового сообществаа.

Историческими формами монархии является абсолютная конституционная или парламентская ограничено) монархии

. Абсолютная монархия характеризуется полновластием одного лица в государстве. Режим абсолютной монархии практически невозможным массовую легитимную политическую борьбу за верховную власть, всем известно, кто будет преемником перед заднего обладателя. Это, однако, не отменяет мятежи, отравления, убийства самодержцев, примером чего является богатая мировая история. Разветвленный бюрократический аппарат полностью подчинен монарху, а самых насущных ишу принудительную роль выполняют полиция, армия, судебно-карательные учреждения. Бихевиористические упор на личности политического. Властелина срабатывает именно при этой форме правления, поскольку в человеческой истории были м онархы с чрезвычайными личными качествами, как. Юлий. Цезарь и. Наполеон, а были и безвольные и даже безумногольні.

Кроме того, вряд ли можно утверждать о правовых основах государства, потому абсолютный монарх действует по принципу:»такова моя воля», но при конституционной монархии полномочия монарха ограничивается (направляется ются) основным законом государства (конституции.

Найвикинчена форма абсолютизма сложилась во. Франции во времена королей. Людовиков XIV-ХУИИ, в раздробленной. Германии проквитав»княжеский абсолютизм», а с XVIII века бюрократически-чиновничий абсолют тизм образуется в. Роси.

Разновидностями конституционной монархии является дуалистическая (монарх обладает исполнительной властью и частично законодательной) и парламентская (монарх обладает исполнительной властью и разделяет законодательную с парламентом)

Абсолютное большинство современных монархий являются монархиями парламентского типа (Великобритания,. Дания,. Швеция,. Япония и др.). Английские источники утверждают, что в стране парламент усилил свои полномочия аження со времен. Оливера. Кромвеля, когда тот принудил короля покинуть страну, между прочим, с помощью силли.

Принципиально иной формой правления является республика. Римский политический мыслитель. Марк. Туллий. Цицерон определял республику как»дело всего народа»Она характеризуется осуществлением высшей государственной власти в выборным коллегиальным органом, который формируется путем избрания представителей публичной власти всем населением (или его частью) на точно определенный срок, на непродолжительный время-как правило, на несколь ка лет. Республиками есть большинство современных держажав.

Разновидностями республиканской формы правления является парламентская, президентская и и смешанная республики

Верховенство в системе государственной власти в парламентской республике принадлежит представительному органу, созданному с избранных депутатов — парламент, который не только принимает законы, но и формирует правительство. Пар рламент может выразить правительству вотум недоверия, следствием чего является или отставка правительства, или в случае необоснованной претензии к отставке правительства, роспуск парламента и проведение досрочных. Парламентской ьких выборев.

Правительство в свою очередь обладает полнотой исполнительной власти, иногда также и законодательной инициативой, правом ходатайства перед президентом за роспуск парламента. Функции президента в парламентских республиках (Италия,. ФРГ,. Израиль и др.) в основном сводятся к представительнох.

Президент в президентских республиках избирается народом, который поручает ему быть главой государства, он становится»народным главой государства»и полностью возглавляет исполнительную власть он имеет особые полномочия-пре ерогативы, правом законодательной инициативы и имеет отношение к регулированию деятельности судебной систем.

В связи с дебатами относительно института президентства в Украине подробнее разберем сильные и слабые стороны этого властного института

Президентство зародилось в. США и породило заимствования его политической сущности по всему миру, особенно в странах. Латинской. Америки и на постсоветском пространстве. Оно установило крайней мере две тенд. Энке в осуществлении верховной власти: первая связана с незаметным расширением его полномочий почти во всех общественных сферах. Со времен»Нового курса»президента. Фр. Рузвельта президенты стали выполнять с аконодавчу миссию внутри государства и среди»лидеров свободного мира»на международной арене»1. А президенты. Л. Джонсон и. Р. Никсон провели эскалацию войны во. Вьетнаме без формального объявления его со стороны. К онгресу, на что некоторые теоретики политики (Артур. Шлесинджер) начали говорить о»имперское президентство», которое вырвалось из законодательного поля регуляции президентских полномочий и начало диктовать св й волю другим ветвям властей влади.

Вторая тенденция была отмечена в классическом исследовании. Нойштадт»Президентская власть»(1964 г) и сохраняет свое значение до сих пор — президентская власть является»властью убеждать, торговаться, побудить в тех или иных действий и даже ухаживать»Считается, именно вторая тенденция президентского правления проявлялась. Президентом Украины. В. Ющенко во время разработки и подписания. Универсала национального едно сти в августе 2006 года, а первая — концентрация власти — утверждалась во времена президентства. Л. Кучмы, понятно, что наше обобщение является определенным образом. Схематическоеичне.

Должность премьер-министра, который играл ведущую роль в парламентской республике, отсутствует членов кабинета правительства назначает президент, однако в некоторых государствах (например, в. США) ключевых министров вы иконавчои ветви власти утверждает конгресс. Президент имеет право распустить законодательный орган в определенных законом ситуациях, а депутаты парламента (конгресса) обратно могут повлиять на досрочное осво ния или на переизбрание президента, но не иначе, кроме как через механизм импичмента. Вместе с президентом уходит в отставку весь правительряд.

Смешанная республика, как это следует из названия, сочетает в себе элементы первой (парламентской) и второй (президентской) формы республиканского государственного управления. Глава государства (президент) лично п предлагает состав правительства, который обязательно должен утверждаться парламентом. Президент избирается на всенародных выборах, а исполнительную власть олицетворяет премьер-министтр.

В Украине функционирует теперь парламентско-президентская форма государственного правления после вступления удию положений политико-правовой реформы 2004-2006 гг. Сам смысл реформы состоял в том, чтобы перейти е ид президентской формы политического управления, которая, видимо которая была наиболее близка к тоталитарному механизма осуществления власти предыдущего этапа развития общества, к парламентской республике как к более демократической форме государственного управления в современностиі.

Конфликт между ветвями власти, возникший в Украину весной 2007 года, следовал по ряду причин социально-политического характера:

* установленным нечетким конституционным разделением властных полномочий;

* поляризацией политических сил, представляющих различные ветви верховной власти;

• заложенной политической реформой возможность парламентариям менять свою партийную принадлежность (отсутствие императивного мандата, но главным было отсутствие у некоторых народных избранников политической принципиальности и нравственности)

* конфликтными политическими личностными отношениями между представителями высших эшелонов власти и т.д.

Преодоление конфликтности ветвей власти в Украине предполагается как очень сложный процесс вследствие поляризации сил, культур, политических курсов

Форма государственного устройства — это разделение государства на определенные территориальные составляющие и распределение власти между ними (государством) и этими территориально-административными объединениями

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация

Принцип унитаризма означает такое построение государства, по которой верховная суверенная власть полностью сосредоточена в центре, а составляющие государства (области, земли, департаменты, воеводства т.д.) не имеют политически-государственной самостоятельности и выступают только административно-территориальными единицами целого. Для унитарного государства характерно наличие единой системы централизованной власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны, единое гражданство, единая судебная система, единая правовая система и осуществления правосудияя.

Однако некоторые унитарные государства (Италия,. Португалия, Украина и др.) включают автономные политические образования, как:. Автономная республика. Крым в Украине с собственным парламентом, правительством, конституцией, мод дификуе»чистый»унитаризмам.

. Федерация — это союз определенных субъектов политики государства, которая состоит из этих образований, имеющих определенную политико-правовую самостоятельность. Принцип федерализма заключается в разграничении сфер компетенции федеральной, это ентральнои власти и власти субъектов (составляющих) федерации. Он предусматривает согласие в принятии совместных решений, равное и справедливое представительство в органах федеральной власти. Территория в политико-административные тивных отношении не выступает единым целым, а состоит из территорий субъектов федерацийцій.

Субъект федерации наделяется учредительной властью, правом принимать свою конституцию, иметь собственную судебную и правовую системы. При этом федеральные законы имеют приоритет над региональными законодательными а актами. Ярым сторонником такого политического порядка был американский юрист и юрист. Джон. Калхун. Он считал, что федеральная власть неделима и не может передаваться центртру.

В конституциях федераций разграничивается компетенция федеральных и местных органов власти в. Российской. Федерации может быть разное количество субъектов: в. США — 50 штатов, в. Канаде -10 штатов, в. ФРГ — 16 земе эль, в. Австрии их 9, а в. Швейцарской конфедерации (название страны не должна вводить нас в заблуждение, потому. Швейцария является федеративным государством) их4.

К компетенции центральной власти в федерации относятся вопросы общей социально-экономической политики, проводимой субъектами федераций, внешней политики, финансов, налогообложения, организации в труктура и деятельности высших органов властей.

. Конфедерация — это союз суверенных государств, который создается для достижения временной, конкретной общей цели, как правило, связанной с оборонными задачами против значительных агрессивных сил

Принцип конфедерализму предусматривает сохранение полной юридической и политической самостоятельности каждого из государств-членов конфедерации, отсутствие центральных органов власти, унифицированного законодательства, единственно ого гражданства, судебной системы, оборонных структур. Взаимоотношения между субъектами конфедерации основываются исключительно на добровольных договорных началах для координации действий в решении конкретных совместных о блем.

Конфедерация характеризуется отсутствием единой налоговой системы; финансы центральных органов состоят из взносов, а не из налоговых отчислений. Члены конфедерации передают в компетенцию союза решения ограниченного числа вопросов, чаще всего — в сфере обороны, внешней политики, инфраструктуры, транспорта, связиу.

Конфедеративное форма государства существовала в. США (1776-1787),. Германии (1815 — 1867), в объединении. Египта и. Сирии в середине 50-х годов XX века для отражения нападения. Израиля. Что касается. Швейцарской. К. Конфедерации, названной так еще в XIII в, то фактически она давно является федерацией с сильной централизацией важнейших функций, хотя конституцией страны определено, что каждый кантон является»федеральным о-суверенным государством»со своим правительством и конституциейєю.

От федераций и конфедераций нужно отличать региональные или другие союзы государств, такие как -. Содружество. Независимых. Государств (СНГ),. Европейский союз (ЕС) и т.п.. Это надгосударственные модерн объединения

Есть также и другие критерии типологии государств. По отношению к религии государства могут быть светскими и религиозными. Религиозные государства управляются, как правило, духовными лицами, которые одновременно выступают и и светскими властителями. Руководство господствующей религии является основой политического правления, тогда государство является теократическим как, например. Ватикан. В современном мире идея религиозного государства не воспринимается с энтузиазмом, а конфликт во властных структурах. Турции 2007 года показал, что большинство населения этой мусульманской страны опасается потерять статус светского государства, установленного в начале XX в олиття»Отцом турок»-. Ататюрком. Тем не менее, парламентские выборы продемонстрировали, что мусульманские силы одержали победу, понятную в контексте распространения исламизма в странах. Ближнего. Востока, но новый. Президент. Абдулла. Гюль заявил, что придерживается принципа разграничения светских и религиозных институтов в государствеержаві.

Сущность и типология политических режимов является важной политологической проблемой

Проблемы способа осуществления власти в государстве, как центрального элемента политической системы, имеют общий характер и касаются любой системы политологических знаний. Для общей политологии знания форм государства и политического режима является оды н из основных элементов оценки политической обстановки. Так, например, политический авторитарно-диктаторский режим. Альфреда. Стренера в. Парагвае характеризовался ты м, что за годы его правления чрезвычайное положение вводилось 122 раззи.

Политический режим — это система методов осуществления государственной власти, в которых отражается отношение к правам и свободам человека в обществе, а также отношения органов власти к легитимных основ своей ди ияльност

Наиболее распространенными являются три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Кроме этого, существуют переходные режимы, такие как: жестко авторитарный, теократический, охлократическая, ограничено демократический и некоторые другие частности, у. Аристотеля в»Политике»проанализированы несколько разновидностей демократических режимеів.

Понятие тоталитаризм было введено в политологический оборот на симпозиуме, проходившем в 1952 году в. США. На нем тоталитаризм был определен как закрытую, неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой любое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — контролируется из единого государственного центра. Тоталитарный режим государственной власти характеризуется сужением гражданских прав и свобод человека, а власть реализуется единолично диктатором или наиболее реакционной небольшим слоем, не ограничены моральными и правовыми нормамми.

Среди основных признаков тоталитарного режима выделяют следующие

Во-первых, попытки регулировать, охватить своим влиянием все стороны жизни, включая частным и даже интимными сторонами, контролировать все, тотально

Во-вторых, существенное ограничение прав и свобод человека и гражданина, даже если они формально конституированные, то отсутствие механизма и правовых норм делает невозможным их практическую реализацию. Так, в. Констит ституцию. Советского. Союза декларировалась свобода слова и совести, но реализовать их практически было невозможно, а право частной собственности было запрещеное.

В-третьих, для тоталитарного режима присущей является однопартийность и полное огосударствление этой партии и признания ее идеологии государственной. Политические партии могут быть вообще запрещены. Аппарат такой партии п превращается в государственный и выполняет государственные функции. Наиболее показательными в этом отношении были. КПСС и. Национал-социалистическая партия фашистской. Германии. В коммунистических странах, где хотя бы формальных но существовали другие партии, там позиции правящей верхушки становились слабее и последствия тоталитаризма преодолеваются легче. То, что. Польша,. Чехия и. Венгрия первой преодолела тоталитарную наследство обусловлено и тем, что в годы тоталитарного режима там функционировала многопартийная система. Недаром советская коммунистическая власть до последнего цеплялся за сохранение статьи 5. Конституции. СССР 1977 года по руководящей р оли. КПСі. КПСР.

В-четвертых, тоталитарный режим характеризуется интеллектуальной, идеологической и моральной диктатурой. Наука, право, мораль, искусство испытывают деформирующего влияния»однообразия», становятся»единственно прав. Вильно»Критики тоталитарного режима литераторы. Дж. Оруэлл,. Л. Замятин в романах — анти утопиях писали, что тоталитарные режимы будущего даже язык устанавливали соответствующую режиму -«новояз»(новый язык — рус языке), в которой не было слов о негативного отношения населения к властямвлади.

В политологической литературе наряду с понятием»тоталитарный режим»используются понятия»деспотический режим»и»диктатура»иногда как синонимичные. Следует провести тонкую линию различения лиц бенности этих режимев.

Понятием»тоталитарный режим»подчеркивается не только монопольная власть диктатора касты, а. И пропитки ее во все сферы общественной жизни и личную жизнь человека. Понятием»деспотический режим»делает ься упор на неограниченной власти деспота (обладателя), которая проводится насильственно, и подавлении свободомыслия, а понятием»диктаторский режим»подчеркивается пренебрежение диктатором любого права, самовольное присвоение себе права устанавливать и изменять законы, добиваться своего любой ценой, в том числе и жестокими репрессиями. Но с точки зрения анализа проблем политического режима в к онтексти соблюдения прав и свобод человека, тоталитаризм, деспотию и диктатуру можно рассматривать как одно-порядковые понятийтя.

Авторитарный режим определяется как, что характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или политической группы, ограничением политических прав и свобод граждан и организаций, строгой регламентации ментация их активности, сокращением полномочий демократических учреждений и институтов. Авторитаризм — это режим жесткого принуждения к выполнению непопулярных требований. В отличие от тоталитарного режима авторитаризм ограничивается влиянием на сферу политической жизни и функционирует в рамках соответствующего политико-правового поля. Он не является всеобъемлющим и за его условиях экономика может развиваться в соответствии к своим собственным законенів.

Политические аналитики приписывают властном стиля бывшего президента. России. В. Путина устоявшиеся черты авторитаризма. Указывается, что на этой основе новый импульс получила»холодная война»,»игра мускулами»росе ийського политического лидера страны со значительным экономическим потенциалом,»мягкой силой»и большой военной мощью. На. Западе политологами даже введен новый термин»путинизм», который распространяет свое. ВПЧ. См. на соседние страны и даже копируется в. Азербайджане, других странах. СНСНД.

Не признавая серьезной политической оппозиции в легальных формах, авторитарная власть допускает ограниченную демократию (парламентские выборы, партийные соревнования и т.д.). Для авторитаризма свойственным является утверждение па атерналистського статуса государства. Сила такой авторитарной власти заключается в ее способности действенно принуждать людей к чему-то»для их же блага»Образцом авторитарного правления считаются режимы, существует валы в. Чили во времена правления генерала. Пиночета,. Испании при генерале. Франко, в. Южной. Корее при. Ким. Ир. Сене в 70-80-е годы XX века, а теперь в. Россисії.

авторитарным признаков может приобрести любая общественная система, если какая-то из высших государственных инстанций (исполнительная или законодательная) или руководящее лицо, пренебрегая принципом разделения властей, берет на себя полно оваження других, становится единым центром принятия общественно важных реше.

Установка авторитаризма считается неизбежным в процессе разрушения тоталитаризма. В настоящее время авторитаризм может играть конструктивную роль и способствовать в дальнейшем созданию демократического политичног го механизма формирования гражданского общества.

Необходимость сильной власти и определенного законодательно установленного ограничения политических свобод возникает вследствие угроз, возникающих в процессе демократизации и при реформировании политической системы тоталитар рного типа. Убедительным примером такого развития трансформационного процесса может служить все постсоветское пространство, в том числе и Украина.

Таким образом, если диктаторство — это власть произвола и беззакония, то авторитаризм является властью принуждения и строгого закона, которая опирается на органы общественного представительства. Авторитаризм является твердой, непоколебимой ной, а иногда и жестокой властью. С одной стороны, он укрепляет демократизм фактической политической силой и принуждением к исполнению законов, ибо не может быть демократии без законности и дисциплины. Кроме бок в, он ограничивает творчество и инициативу. Авторитаризм, как тоталитаризм, не имеют ресурсов для долгосрочного развития, они сами создают предпосылки своего собственного самоуничтожения время нужна полет ична воля лидеров и достаточный уровень политической культуры населения, чтобы отбросить йти їх.

Преодолеть недостатки тоталитаризма и авторитаризма можно установлением демократического режима. Идея демократизма (народовластия) зародилась в античном полисе как предположение о принципиальной возможности народоправс ства, причастность каждого гражданина к управлению общественными делами. Сегодня это понятие употребляется в широком смысле и широком толковании: как название партий, как синоним справедливости где ржавного устройства, как характеристика политических решений, как способ управления, принятия законов и такое др.ше.

Демократический режим — это система власти в обществе, создается при участии всех (или подавляющего большинства) членов общества, является ему подконтрольной, действует в рамках действующего законодательства с целью макс максимальных обеспечения свободного самовыражения прав и свобод граждан есть, это такой тип государственной власти, когда сама власть является производной от большинства общества, подчинена праву и обществу, а функц иональне ее назначение — гарантии и развитие прав и свобод граждан, привлечение их к решению социальных проблем и реализации их интересев.

Метко неразрывную связь внутренней власти и народа охарактеризовал немецкий мыслитель. В. Шеллинг, который еще в XIX веке указывал, что никакая власть — ни божественная, ни человеческая — не способна преобраз рыть народ таким, если он не родился народом (демосом).

Сущность современного демократического режима заключается в создании властью таких условий, при которых реализуется право всех граждан формировать, контролировать и менять государственную власть в соответствии с. Основным в. Закона (Конституции). Поэтому в современных конституциях цивилизованных стран реальным источником власти и ее сувереном провозглашается народ как субъект определения содержания и характера властных функций, а власть в идиграе обслуживающую роль. Во времена английского короля. Якоба. И депутаты парламента твердо указали монарху что не мы -«Ваш народ», а»Вы-наш король»Демократия предполагает не только право участия в форму ванне власти, но и право неучастия в этом процессесі.

Учитывая важность проблемы демократии, в нашем учебнике она всесторонне рассматривается отдельной темой

Таким образом, политический режим влияет решающим образом на политические процессы и институты, на формирование политической культуры граждан. Он должен быть в центре аналитического подхода к определению способности и государства проводить определенный политический курс.

Заключение

1. Государство было и остается базовым социально-политическим институтом политической системы общества. В реальной политической жизни государства реализуют свои функции и назначение через различные формы держа авного управления и господствующий политический реим.

2. Формы государственного управления показывают, как практически реализуется государственная власть относительно группы чиновников, которые ее осуществляют. В современном мире продолжают существовать монархии, хотя преобладающей тенд денция является республиканская форма государственного управления. Институт президентства в различных модификациях остается мощным средством осуществления»сильной»властейади.

3 политические режим показывает, какими способами осуществляется власть, учитывают политические вожди на естественные права и свободы граждан. Эти способы могут быть мягкими и напоминать, по выражению. К. Маркса дирижирования оркестром, а могут быть насильственными, жестокимими.

КОНТРОЛЬНЫЕ. ВОПРОСЫ. И. ЗАДАЧИ. ДЛЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ. РАБОТЫ:

1. В чем разница между государственным и государственным состояниями общественной жизни согласно концепции общественного договора. Т. Гоббса и. Дж. Локка?

2. Назовите атрибуты государства и укажите отдельно на ее неосновные признаки

3. Что такое форма государственного управления и какие современные нормы существуют?

4. Выясните различие между разными способами осуществления власти при республиканской форме правления

5. Как изменяются функции государства в условиях глобализации?

6. Какую структуру имеет понятие»мягкая сила государства»?

7. Как могут складываться отношения»политическая власть — народ»?

8. Что такое политический режим осуществления власти?

литературы:

1. Абсолютизм / /. Юридический энциклопедический словарь — 1С, 1999-XI-CIL

2. Бердяев HA. Философия неравенства -. Л, 1991

3. Государство / /. Юридический энциклопедический словарь -. К,, 1999-Т2-с 81

4. Эндрю. Хейвуд. Политология. Второе изд. Пер с англ -. М, 2005

5. Конституции Украины -. К, 1996

6. Политологический энциклопедический словарь -. К, 2004

7. Политология:. Хрестоматия -. М.:. Питер, 2006

8. Политология:. Учебник для. ВУЗов / под ред. ВН. Лавриненко -. М, 2002

9. Политология:. Учебное пособие /. Под ред AC. Тургаева,. АЕ. Хренова -. М., 2005

10. Политология: учебник для. ВУЗов /. Ред. Кремень. ВГ,. Пазенок BC и др.-К, 2001

11 резолюции. ПАСЕ 3 апреля 2007 о политической ситуации в Украине

12. СГ. Рябов,. МВ. Томенко. Основы теории политики -. К, 1995

13. Цюрупа. МВ,. Ясинская BC ma др.. Основы общей и военной полггологии -. М.:. НАОУ, 2007

uchebnikirus.com

формы осуществления, методы и функции

Функции государства заключаются в конкретных действиях, совершать которые способны субъекты власти. Что такое форма государственной власти? Это совокупность осуществления или способы функционирования госвласти в рамках закона. Функции можно разделить на правовые и организационные, в то время как формы правления разные и заложены в каждом государстве историей.

Правовые

Совокупность способов осуществления государственной власти – это форма правления, которая может быть разной. Правовая форма описывается как деятельность, включающая в себя значимые юридические действия правительств, которые не нарушают установленный законный порядок. Выделяют отдельные классификации реализации определенного режима. К правовым формам осуществления государственной власти можно отнести:

  • правотворческая деятельность;
  • управленческая;
  • судебная деятельность.

Описанная классификация за основу берет принцип разделения власти. Некоторые авторы, к примеру, Байтини, прибавляют к указанному списку дополнительно контрольно-надзорную деятельность государства.

Разные виды

Формы и методы осуществления государственной власти нераздельно связаны. Правовые формы в этом отделе классифицируются на следующие:

  1. Правотворческая деятельность – форма функционирования власти, при которой осуществляется создание нормативных актов, издание новых юридических норм, а также их санкционирование и изменение. Самой главной составной частью такого устройства является основа – закон.
  2. Правоприменительная деятельность – это форма правления, при которой власти страны выполняют законы и подзаконные нормативные акты посредством издания новых. В таком случае выделяют оперативно-исполнительную деятельность, а также правоохранительную.

Оперативно-исполнительные функции

Формы и методы осуществления государственной власти включают в себя оперативно-исполнительные функции — властную, творческую, исполнительно-распорядительную функцию, которые осуществляются посредством издания актов применения норм права. Они — основа для создания, корректировки, а также обрыва правоотношений в конкретной ситуации. Оперативно-исполнительная функция несет ответственность за самые разные вопросы, которые возникают на территории страны каждый день и нуждаются в рассмотрении исполнительным органом.

Охранительная деятельность – форма государственного властвования, которая заключается в оперативной деятельности правительственных органов по защите предоставленных жителям страны субъективных прав и контролю за исполнением возложенных на них обязанность юридического характера (контроль за выполнением основных норм и устранение нарушений).

При осуществлении правоохранительной функции целью государства является создать правоприменительные акты (протесты, приговоры, постановления следователей и решения судебных приставов).

Организационные формы

Понятия формы осуществления государственной власти были бы неполными без организационной реализации правления. Организационные формы правления немного отличаются от правовых, но используются так же активно.

Деятельность подобного типа не требует строгого и полного оформления юридически. При ее осуществлении не совершается никаких действий, которые бы могли быть как-то ценны для юриспруденции, то есть они не влекут за собой правовых последствий.

Действия по организации не требуют издания каких-либо специфических юридических актов и норм, поэтому проводятся в порядке действующей в настоящее время управленческой деятельности. Тем не менее все организационные процессы должны быть совершены в рамках установленного законодательства, законом в этом случае будет регламентироваться только общая процедура цепочки действий.

К организационной форме управления государства можно отнести следующую деятельность:

  • хозяйственная;
  • регламентирующая;
  • идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность

Еще одна основная форма осуществления государственной власти. Под таким понятием подразумевается оперативная работа организации по решениям определенных вопросов и задач (деятельность государственных организаций по обеспечению функционирования власти, при которой создаются и подготавливаются документы, проекты, организуются выборы и другие важные для политики и страны мероприятия).

Организационно-хозяйственная деятельность

Оперативно-техническая деятельность, направленная на контролирование разносторонних функций государства. К примеру, контроль снабжения и сбыта, экономическое обоснование, ревизионная деятельность.

Организационно-идеологическая деятельность

Формы и способы осуществления государственной власти включают в себя организационно-идеологическую деятельность. Она является постоянной, поэтому осуществляется повседневно. При ней проводятся разъяснительные и воспитательные работы, целью которых является контроль за правильным и добросовестным исполнением основных функций, возлагаемых на государство:

  • детальное описание издаваемых законов и других нормативных актов;
  • создание общего общественного мнения, которое бы могло давать конкретный ответ на вопрос.

Государственная власть, ее свойства и формы осуществления не терпят путаницы между организационными (неправовыми) формами и действиями политических должностных лиц против общеустановленного права. Поведение подобного характера может быть связано с прямыми угрозами, насилием, запугиванием, травмированием психики – все это выходит за рамки сфер права. В стране с демократическим правлением достижение политических целей подобным образом запрещено и карается законом.

Но это также не будет значить, что власть не может использовать элементы принуждения при своем функционировании. При реализации своих главных функций государственный аппарат может в зависимости от складываемой ситуации применять разные методики: убеждение, принуждение, поощрение либо наказание второй стороны.

Основные свойства

Кроме функций государству присущи и свойства, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Следует отметить, что свойства государства в некоторых моментах перекликаются с его признаками. Основные заключаются в:

  1. Публичности. Публичность в широком смысле определяется в общественном характере власти (хотя признак общественности имеется у каждой страны). Если же рассматривать понятие в узком смысле в рамках общей теории права, то его можно описать как соответствие профессиональных навыков субъектов власти к ее объектам. Граждане, проживающие на территории страны, делегируют все полномочия по управлению государственными делами, тем самым признавая право на публичность всех функционирующих управленческих органов.
  2. Суверенность, верховенство – практически одинаковые свойства. Верховенство — независимость государственной деятельность в рамках ее дозволений. Суверенность же означает невозможность влиять на внутренние дела в стране по причине передела государственных границ. Верховенство государственной власти внутри страны указывает не только на ее независимость, но и на высокий статус власти, которая регулирует социальные, экономические и другие аспекты.
  3. Универсальность – это свойство, которое также в каком-то смысле совпадает с признаком государства. Власть в пределах своей универсальности распространяет свою влиятельность на все города и области страны, а также на всех жителей в переделе установленных границ.
  4. Нормотворчество, закрепленное за государственным аппаратом. Власть отличается общеобязательным признаком исключительного права на создание и учреждение нормативных прав. Каждый гражданин, проживающий в стране, должен строго соблюдать установленные правила и нормы, в противном случае на него будет наложена ответственность.
  5. Разделение власти. Это действенный и самый распространенный метод деятельности должностных лиц и органов внутри страны. Раздел власти важен для защиты прав и свобод человека, проживающего на территории государства. На территории России, как и других стран с признанной демократией, власть поделена на исполнительную, законодательную и судебную. Все из этих ветвей функционируют самостоятельно и не зависят друг от друга, но обладают определенным функционалом, который может влиять на остальные. Это помогает предотвратить проявление авторитарного режима в процессе управления государством. Все ветви государственной власти для эффективного и правильного функционирования должны быть взаимосвязанными, то есть взаимодействовать друг с другом.

Дополнительные свойства государственной власти

Кроме основных свойств существуют и дополнительные:

  1. Единство. Это свойство говорит о том, что именно государственный аппарат даже при наличии разделения власти на отдельные ветви не включает в себя конкуренцию между этими разделами. Единство и разделение власти в условиях власти — это два понятия, которые прочно связаны друг с другом.
  2. Общеобязательность и принудительность. Это свойство описано наличием властных механизмов действия на жителей, проживающих на территории страны. Оно отличается обязательным характером, на который никак не может воздействовать отдельный индивид в случае его несогласия по отношению к общеустановленным нормам и правилам. Уклонение от обязанностей приведет к наложению на гражданина принудительных мер.

Многие свойства государственной власти перекликаются между собой и сочетаются с признаками, что указывает на крепкую взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость органов и институтов державы.

Структура

Государственная власть состоит из следующих частей:

  • субъект;
  • объект;
  • властеотношения;
  • средства и ресурсы, играющие роль инструментов.

Конечно же, субъектами являются не только волостные органы, образованные государством, но и другие образования, которые обладают определенными полномочиями – субъект РФ, народность, нация и целый избирательный корпус.

Объектом государственной власти при этом будет юридическое либо физическое лицо, отдельный индивид, группы, объединения, классы, общество во всех его проявлениях.

Объект — это то, на кого направляется государственная власть, ему предписана определенная форма поведения, цепь действий и поступков. Предписанные нормы поведения доводятся до лиц с помощью правовых актов, индивидуальных норм и других законных документов. Работают при условии принуждения, убеждения и зависимости от авторитета.

Тоталитарный и демократический режим

Важно отметить, что в государстве с тоталитарным режимом субъект в острой форме противопоставляется объекту. Выведена следующая закономерность: чем выше уровень тоталитаризма диктатуры внутри страны (к примеру, фашистская диктатура), тем сильнее выражено противостояние между властью и населением. Иногда оно принимает очень опасные формы и приводит к серьезным последствиям.

В государстве с демократическим же режимом субъект и объект (на кого направлена власть) совпадают друг с другом. В таких условиях житель может не только свободно выбирать представителей власти, но и предлагать свою кандидатуры, он может инициировать отзыв депутата и другое. Референдум в таком обществе является средством решения экономических, политических и жизненных вопросов населения.

В статье были представлены формы осуществления государственной власти.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *